https://tnv.ru
04 декабря 2020, 10:00
4759
2
На телеканале ТНВ стартовал специальный проект, посвященный истории татар и Татарстана под названием «7 дней плюс». В его рамках почти ежедневно в будние дни на нашем канале будут выходить интервью с выдающимися татарскими учеными и экспертами.
Телеканал ТНВ через проект «7 дней плюс» ищет ответы на вопросы, касающиеся каждого человека, которые могут возникнуть относительно его национальной идентичности и принадлежности. Откуда мои корни? Почему я оказался обделен и не знаю свой родной язык?
Первым героем специального проекта стал доктор исторических наук, директор института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан Радик Римович Салихов. В интервью корреспонденту ТНВ Ильзире Юзаевой Салихов рассказал об истории борьбы татар за свою идентичность, о территориальной автономии, о «противодействии Ленина» объединенной республики для башкир и татар, и о том, что татарам не нужно стыдиться своей истории.
«В конце XIX -начале XX века – татары приобрели собственную систему новометодного образования»
- В этом году исполнилось ровно 100 лет со дня образования ТАССР и если вернуться назад, к началу XX века, ситуация была очень схожая, ведь татары жили с такими же чаяньями и надеждами, они также боялись раствориться среди других национальностей, боролись за свою идентичность, не так ли? Как это выражалось?
- Вы правильно сказали, что 1920 год стал одной из ярчайших вех в истории татарского народа на протяжении всей его 100-летней истории. Почему? Потому что в новое и новейшее время татарский народ уже развивался в рамках российского государства, и эта история была по-своему выдающейся. Она была насыщена значительными событиями и можно сказать, что уже с конца XVIII века начались процессы формирования татарской буржуазной нации. Т.е. нации, объединенной общей территорией, общим рынком, одним языком, культурой и можно сказать одним менталитетом. Этот процесс растянулся почти на полтора столетия, и мы уже в конце XIX -начале XX века видим, что татары приобрели собственную систему образования, новометодные мектебы и медресе. Были также собственные средства массовой информации: общенациональные газеты и журналы, причем они были как общего характера, так и узкоспециализированного (посвященные педагогике, культуре и просто ежедневные газеты). В этот момент они уже имели собственную, сформировавшуюся, профессиональную культуру, т.е. профессиональных литераторов, писателей, поэтов. Очень серьезные шаги делал татарский театр. И эта общенациональная культура, которая соответствовала всем реалиям нового XX -го столетия – она уже характеризовала татарский народ как фактически сложившуюся нацию. Тем более что она уже имела политическое выражение, т.к. татары имели собственные политические партии, такие как: «Иттифак аль-Муслимин» или «Союз мусульман». Они имели ряд других партийных организаций, связанных, например, с эсерами (прим. ред. - партия социалистов-революционеров) и даже в Государственной Думе сумели сформировать собственную политическую фракцию. Но никогда в начале XX века не было и речи о каком-то территориальном разделении, выделении татар из состава России. Напротив, речь шла о национально-культурной автономии, т.е. в рамках большого государства определенный учет духовных, культурных нужд и интересов мусульманского и татарского населения. Этот курс продолжался вплоть до Первой мировой войны, даже можно сказать вплоть до 1917 года. В 1917 году уже начались уже другие процессы: это и свержение династии Романовых, и первая буржуазная революция в России. Она открыла путь к нациям на самоопределение. Именно в 1917-е годы раздаются голоса о предоставлении территориальной автономии уже не только татарам, но и Закавказским территориям. Эти голоса стали слышаться и в Башкортостане. Т.е. народы уже заговорили о собственном праве, доме и определенных границах. Хотя две эти точки зрения они долго соперничали друг с другом, были жесткие полемики. В основном территориальных принципов придерживались молодые общественные деятели из числа тюркских народов, мусульман. А представители старорежимной интеллигенции, предпринимательства, духовенства – конечно же, в основном ориентировались на ту старую национально-культурную автономию.
- Объясните, пожалуйста, различия, что такое территориальная автономия и что такое культурная автономия, чем они отличаются?
- Те, кто формировал предложения по национально-культурной автономии – они не требовали выделения какой-то территории. Они исходили из того, что Россия в принципе составляет одну тюркскую нацию. Потому что в начале XX века даже были попытки создать тюркский язык. Например, газета Исмаила Гаспринского «Тэржемэ» - ее понимали везде, в Азербайджане, в Казани, в Турции – т.е. во всех уголках тюркского мира. Это был язык, в котором было очень много османизмов (прим. ред. - слова из староосманского языка), арабских слов – можно сказать, что это был язык высокого литературного стиля. Уже в то время возникают такие тенденции, как создание литератур на местных наречиях, тюркских народов. Наш ярчайший представитель – это Габдулла Тукай, который своей поэзией создал татарский литературный язык, характерный именно для нашей местности. Люди, которые думали об общетюркском единстве – они конечно отстаивали национально-культурную автономию, т.е. чтоб не разбегались по национальным квартирам, были единые силы в рамках большого российского государства, с учетом своих духовных требований. Те, кто отстаивал территориальную экономию – они конечно же, учитывали произошедшие реалии за последние 200 лет, когда у людей, проживавших на той или иной территории выросло национальное самосознание. Это особенно касается татарского мира, который довольно сильно отличался среди всего тюркского мира тем, что он имел сложившуюся буржуазию, интеллигенцию. Именно отсюда тоже зазвучали во весь голос призывы, создать территориальную экономию. Она была не той, о которой мы сейчас знаем в Татарстане, а значительно шире.
«Лидеры татарской автономии, которые происходили из территории Башкортостана, видели столицей татарского мира именно Казань»
- Т.е. она включала в себя не только 2 миллиона татар, проживающих сегодня в современном Татарстане, а еще и 5-6 миллионов?
- В тот период говорили и о 15-20 миллионах. Но территориальная автономия подразумевалась от создания «Идель-Урал Штата», с объединявшимися территориями современного Татарстана, территорией современного Башкортостана, Оренбуржья с выходом на казахскую степь. В принципе такая история была провозглашена «Идель-Урал Штатом», буржуазным правительством «Миллэт Мэжлесе» в 1917 году на мусульманских съездах. Но большевики не дали осуществиться такой большой, территориальной автономии татарского, башкирского и других народов. Они попытались перехватить инициативу.
В 1919 году возникла идея создания Татаро-башкирской республики, которая бы объединяла территорию современного Татарстана, весь Западный Башкортостан вместе с Уфой в одно государственное образование, но в итоге они отказались и от этого проекта. Потому что были разные стимулы, а самый главный стимул большевиков состоял в том, что исходя из своей доктрины, каждый народ или нация – имеет право на самоопределение. Они считали, например, что башкирский народ не большой по сравнению с татарским. Но, тем не менее он имеет право на создание собственного государственного образования. Что и было сделано в период гражданской войны, после разгрома Колчака был целый комплекс очень грамотных и дипломатических шагов со стороны Советского правительства, когда фактически все башкирские вооруженные формирования поверив в то, что им будет дана широкая государственность, перешли на сторону «красных». И это во многом предопределило разгром войск Колчака, и Ленин сдержал свое слово и в 1919 году предоставил им автономию.
Что интересно, лидеры татарской автономии, которые, в общем-то происходили из территории Башкортостана это Мирсаид Султангалиев и Сахибгарей Саид-Галиев – уроженцы современного Башкортостана, но, тем не менее они видели столицей татарского мира именно Казань. И они настаивали на том, чтобы территория западного Башкортостана вошла в состав новой республики. Но тут они встретили противодействие Ленина – это было в марте 1920-го года, он заявил и Саид-Галиеву, и Бурхану Мансурову, и Султангалиеву, что в принципе башкиры тоже имеют право на свое государство, и что их вряд ли устроит жизнь вместе с татарами. Потому что уже есть определенно противоречие. Говоря об этих противоречиях, он намекал на своеобразный татарский шовинизм. Об этом остались воспоминания Саид-Галиева, именно с той встречи и они опубликованы. И мы можем сказать, что одним из противников создания татаро-башкирской территории был именно Ленин и конечно же весь блок советского правительства, который занимался национальным вопросом вместе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным.
- К чему это привело в нашем современном мире? Ведь мы до сих пор наблюдаем последствия разделения…
- Саид-Галиев и Султангалиев все-таки пытались отстаивать свою точку зрения, несмотря на то, что авторитете Ленина был чрезвычайно высоким. Но в результате им удалось включить в Татарстан лишь Мензелинский уезд бывшей Уфимской губернии, где царствовали татарский язык и культура. Хотя, тоже самое было и в Белебеевском уезде, в Бирском уезде. Мензелинский уезд очень большой, сейчас он включает значительное количество административных районов в РТ в Закамске. Саид-Галиев и Султангалиев добившись этого – оценивали это как определенный успех. Однако, как это сказывается впоследствии? Что в Башкортостане строилась своя советская государственность, что в Татарстане. Конечно, в Татарстане было проще, потому что титульная нация была многочисленной, все равно больше половины населения были татары. Как я уже упоминал, сформировались и управленческие кадры из числа татар, и интеллигенция, т.е. республика сделала мощный рывок. А в Башкортостане все строилось практически с нуля. Там массовая формировалась интеллигенция именно в советский период и управленческие кадры.
Письменность для всех была общая, арабографичная – она была много веков. Но, если мы говорим о башкирском литературном языке, то он возник в 20-е годы XX столетия и был сконструирован на основе нескольких наречий. Одним из создателей башкирского литературного языка был выдающийся поэт Мазит Гафури, который в начале XX -го века прославился сборником стихов «Миллэт мэхэббэте» (пер. с тат. «Любовь нации»), где он практически в каждом стихотворении говорил о том, что он сын великих татар, что у татар великие цели, что это народ с историей. Первой его пьесой на литературном башкирском языке стала «Кызыл йолдыз» («Красная звезда»). В Башкортостане начали развиваться разные формы искусства. Например, в становлении музыкального башкирского искусства и в создании Союза композиторов Республики Башкортостан – огромную роль сыграл первый татарский композитор Султан Габяши. Он очень хорошо дружил с народным певцом Башкортостана Газизом Альмухаметовым, который по его приглашению и приехал. Он помогал в сборе музыкального фольклора и считался одним из педагогов самых знаменитых башкирских композиторов, пытался писать башкирский балет. К сожалению, жизнь его была короткой, а вклад в музыкальную культуру Башкортостана – огромным.
Формирование двух республик, конечно, привело к определенным трениям. В первую очередь связанных с вопросами переписи населения, которые начались еще в советское время. То время, когда для увеличения численности, например, башкирского населения стали массово переписываться в башкирскую национальность целыми деревнями, татарские деревни в Западном Башкортостане – это факт, который все признают! Это началось с 60-х годов XX -го века и продолжалось с переменным успехом.
«Нельзя сказать, что татары в Башкортостане лишены всего, там есть возможности для развития татарской культуры»
- Скажите, а как же то население, которое осталось в деревнях, на территории теперь уже современного Башкортостана? Как им удалось сохранить литературный татарский язык, все обычаи и культуру, не смотря ни на что?
- Потому что в тех деревнях остались традиции. Люди знают свою историю на протяжении больше, чем 7 колен. Многие даже знают, откуда и когда пришли их предки на земли, на которых они живут. Они бережно хранят свои песни, у них есть литература, а также тесные связи с Казанью и Татарстаном. Хотя нельзя сказать, что татары в Башкортостане лишены всего, там также есть возможности для развития татарской культуры. Тот человек, которому важно сохранить свое национальное самосознание – он ведь сумеет это в любых условиях. В Башкортостане великолепные библиотеки, работает татарский театр, т.е. там есть условия для сохранения самобытности, другое дело, что должно быть желание. Не в силах кто-то влиять на человека, ни государство, ни общество.
- Если коснуться истории как науки, то насколько бы она смогла стать поводом для гордости для представителей той или иной нации? Насколько история может формировать национальное единство?
- История – это основа мировоззрения человека. Мы – татары, имеющие 1,5 тысячи лет зафиксированной письменной истории, и мы вправе ей гордится. Потому что она дает нам замечательные примеры того, что на протяжении всего времени наши предки создавали крупные государства, которые контролировали фактически весь евразийский континент. Уже войдя в состав русского государства, как говорил Лев Николаевич Гумилев: «Возникло уникальное тюрко-славянское единство». Которое оказывало влияние на мировые процессы. Любое событие из средних веков, из нового времени, из последних десятилетий – значимое историческое событие оно в том или ином смысле несет позитивное значение для татар. Нет в нашей истории страниц, которых мы должны стыдиться. Будь то история Казанского ханства или история ВОВ – везде наши предки показывали примеры героизма, патриотизма и самое главное они умели извлекать уроки из самых тяжелых ситуаций. Они сохраняли добрососедские отношения со всеми народами. Мы живем в окружении финно-угорских народов, в братских отношениях с русским народом, в прекрасных отношениях со всем тюркским миром, в том числе и с нашим любимым башкирским народом. Поэтому, я считаю, что любая страница истории, которая перевернута нами, мы забываем все негативное. То, что сейчас называется позитивная история. А это залог того, что мы уйдем вперед уже без ошибок прошлого.
- А есть ли у нас пробелы? Что еще не изучено?
- Их очень много! Нужно продолжать работать, для этого необходим поиск документальной базы. Мы должны опираться на документы, а не на то что кто-то придумал или сказал. С помощью научных методик – мы можем выйти на объективную картину мира.
- Правда ли, что документы многовековой государственности татар хранятся даже не в Казани?
- Т.к. наши предки построили мировую державу (Золотая Орда) – документы о ее истории хранятся в архивохранилищах библиотек всего мира. Наш институт при поддержке государственных программ осуществляет выявление таких источников. Уже ряд интереснейших документов нашли в архивах Турции, в Польше около 3-х тысяч документов. Они есть в Японии, Ватикане, Генуе. Но, нам нужно искать материалы еще в своих архивах. В Москве есть Российский государственный архив древних актов, там очень ценные и редкие документы, которые могут характеризовать период Казанского ханства. И их уже находили.
Мы должны изучать и опыт сегодняшних дней, о том, как Татарстан является лидером экономического и социального развития РФ сейчас – этот опыт нужно изучить и оценить с исторический точки зрения. Это пригодится в дальнейшем и нужно держать руку на пульсе. Как Минтимер Шарипович Шаймиев (первый президент Татарстана) создавал, формировал и реализовывал – это же уникальная модель государственного устройства, в рамках РФ, которая работала на единение всех народов, в те непростые 90-е годы. Именно этот уникальный пример помог сплотить людей и сохранить республику. И создать основу для экономического рывка, который мы сейчас видим. Это уже предмет гордости, и это уже история.
«Стратегией развития татарского народа зафиксировано, что самая главная ценность это то, что мы – единый народ»
- Недавно только была принята стратегия развития татарского народа. Как вы считаете, на что сегодня нужно нацелиться?
- Кстати, принятая стратегия – это очень емкий и нужный документ. Была критика о том, что это короткий документ, но на самом деле стратегии во всем мире – они небольшие, которые обозначают общие цели и общие вызовы. Мне понравилось, как в стратегии развития татарского народа сформулированы вызовы. В первую очередь – это глобализация, которая угрожает потери национальной идентичности. Есть вызов дисперсное расселение – различные группы татар, расселенных территориально: сибирские, астраханские, казанские. Этой стратегией развития татарского народа зафиксировано, что, несмотря на это богатство – самая главная ценность это то, что мы единый народ. И в основе нашего единства лежит большая, общая татарская история. Потому что мелкие территориальные различия – они ничего, по сравнению с той историей, которая за нашими плечами. А самый главный вызов, который в этой стратегии указан – это личный! Стратегия обращается не к группе людей, не к республике, а к человеку. Что ты сам сделал? Как ты себя чувствуешь? Ты по рождению – татарин. А задумывался ли ты о своих корнях? А почему ты татарин, не пытаешься выучить татарский язык? Почему твои дети не получают такого воспитания, как ты? Тут не нужен бюджет, программы – ты просто можешь начать с себя! Это самый главный посыл. Если каждый из нас задумается о своем происхождении и дани уважения к своим предкам, которые были верующими людьми, если они говорили на татарском языке и это был язык его отца и матери, почему ты не можешь уважить их, жить с ними на одной волне?
Поделиться
Комментарии 2
Челмата
04.12.2020 12:27#comment141742Rőstäm R.
07.12.2020 22:45#comment142892Rőstäm R.
07.12.2020 22:37#comment142891