Онлайн трансляция

Свернуть

Татарские корни в Башкирии: стерлитамакская земля для татар до сих пор является светочем знаний

Татарские корни в Башкирии: стерлитамакская земля для татар до сих пор является светочем знаний

https://tnv.ru

13 декабря 2023, 09:25

110

0

Татарские корни в Башкирии: стерлитамакская земля для татар до сих пор является светочем знаний

На минувшей неделе стало известно, что одна из школ в Стерлибашевском районе республики Башкортостана теперь носит имя известного башкирского общественного и религиозного деятеля — Тукаева Мухаметшакира Мухаметхарисовича. Это доброе начинание наших соседей, в деле увековечивания памяти великих земляков, заслуживает, казалось бы, особой похвалы.

Дети должны знать свою историю, должны знать имена выдающихся личностей, внесших особый вклад в развитие своего народа. Такие инициативы мы поддерживаем на все 100. Если бы не одно но. История должна быть правдивой и свободной от сиюминутных обстоятельств.

Род Тукаевых — это род знаменитых татарских имамов, ишанов и мударисов, их предок был выходцем из деревни Салавыч Балтасинского района Татарстана. Мухаметшакир Тукаев родился в татарской деревне Стерлибаш, Стерлитамакского уезда, в Оренбурге окончил татарскую учительскую школу. Это известный факт, который, по неизвестным причинам, сегодня получает совсем иное звучание.

Известные татарские писатели, общественные деятели, классики татарской национальной литературы — Шәмседдин Зәки, Мифтахетдин Акмулла, Гали Чокрый Дәрдемәнд, Сәгыйт Рәмиев, Мәҗит Гафури, продолжать можно долго… Әмирхан Еники, Нурихан Фәттах, Әхсән Баян, Илдар Юзеев — Роберт Миңнуллин, Айдар Хәлим не могут вдруг взять и стать представителями другой нации, только из-за того, что родились не в Татарстане, а в соседней республике.

Не место определяет человека, а человек возвышает место — родину в которой он родился. А Стерлитамакская земля для татар — до сих пор еще является светочем знаний, образования и науки. Подробности у Ильзиры Юзаевой.


Там, где гордая гора Шихан пронзает небо, там, где под белым пухом бескрайних полей всегда гуляет вольный ветер, оставил свой поэтический след и великий татарский поэт Мажит Гафури. История этого края уходит в далекое прошлое. Первое упоминание о татарской деревне Стерлитамак, согласно архивам древних актов Российской империи восходит к 1 747 году.

До революции второй по размеру город Уфимского края, первая столица Южного Урала имела четкие национальные границы — город был поделен на две территории (татарскую и русскую часть). В татарской части еще до 30 годов прошлого столетия, находились четыре мечети, медресе, рынки, заводы и фабрики. Здесь в основном селились зажиточные и что немаловажно образованные татары, которые занимались торговой и промышленной деятельностью.

На заре татарского культурного ренессанса именно в Стерлитамаке- начинает работать татарский театр, открывается книжный центр «Калэм» и типография «Нур», где первым печатным изданием стала получившая позже всенародную известность книга, еще одного уроженца этого края — знаменитого татарского прозаика Галимжана Ибрахимова «Судьба татарской женщины».

И даже годы советской власти не могли усмирить этот просвещения дух. В 1 940 году именно в Стерлитамаке открывается педагогический институт, где продолжают готовить национальные кадры для всего Южного Уральского округа.

В начале 90-х годов, в годы возрождения национального самосознания именно в этом учебном заведении были открыты татарские и чувашские национальные отделения, которые начали проводить уже целенаправленную подготовку будущих филологов — учителей родного языка. Это было славное время, время, когда упрочилась и связь с Татарстаном, совместные проекты, конференции, татарские ученые, общественные деятели, люди из литературы и искусства, которые будучи уроженцами этой земли, получили признание в Татарстане, делились своим опытом и знаниями в деле сохранения и развития татарского языка. В 2005 году кафедра получила звание «Золтотая кафедра России».

Много воды утекло с тех пор, но эхо тех лет, до сих пор бередит души. За прошедшие годы в российской системе образования была проведена не она реформа, и каждая из них усиливала это крен, все дальше и дальше отдаляя школы от близкого к далекому, от родного порога в мир глобальных перемен.

Отмена национально — регионального компонента, внедрение единых госэкзаменов только на одном языке, сокращение часов преподавания родных языков, отсутствие экзаменов по родным языкам и что немаловажно, вообще самого предмета родной язык именно в старших классах, когда идет осознание будущего пути, выбор будущей профессии — все это, как снежный ком, нарастает с каждым годом и приводит к потери связей между средним звеном и высшим звеном образования и как следствие к полному отрыву от национальной привязанности к своему народу.

В 2023 учебном году национальная кафедра смогла в общей сложности набрать 11 человек для татарско- чувашского отделения, в последние годы, из-за отсутствия абитуриентов, пришлось даже объединить эти два направления. Из 11 человек всего четыре студента — будущие филологи татарского языка. Хотя в самом Башкортостане, в регионах соседнего Южного Урала — от Стерлитамака буквально пару сотен километров, в Оренбурге, Челябинске, Магнитогорске, где компактно проживают татары, уже сегодня нужны педагогические кадры.

Кто должен объединять народ, кто должен думать о его будущем. Где эта точка соприкосновения всех интересов, восходящая сила духовного и общественного развития. Вы скажите, институт, университет, педагоги — у которых, на минуту, совсем другие задачи. Да, сегодня они сами пишут письма в национальные отделения конгресса татар в регионах, сегодня они сами просят управления образования этих самых регионов помочь начать работу по целевому набору, начать подготовку учителей татарского языка со школьной скамьи. Но пока все чаяния безуспешны, потому что слов много, а единства нет…


Читайте новости в нашем Telegram и Дзен.



Комментарии 0

Аватар

Новости партнёров